«Сегодня, я не представляю свою жизнь без этой работы!»
В этом выпуске «Расскажи свою историю», BakuCity.az провел беседу с талантливой художницей, магистром факультета искусствоведения Азербайджанской Государственной Академии Художеств Мехрибан Шамсадинской.
Мехрибан рассказала историю о том, как попала на проект Центра психического здоровья по арт-терапии, а также о том, как это повлияло на ее жизнь.
- Как Вы начали работу в Центре психического здоровья «Psixi Sağlamlıq Mərkəzi»?
- Это произошло 8 лет назад. На тот момент я училась в Азербайджанской Государственной Академии Художеств, на данный момент я продолжаю свое образование, и пишу диссертацию. Моя кандидатская работа на тему «Традиции и инновации орнаментов Азербайджана» уже завершена, осталось дождаться дня защиты.
Будучи студенткой, я познакомилась с директором ЦПЗ Фуадом Исмайловым, который предложил мне в тот момент оформить помещения Центра. Когда я впервые увидела это место, сразу поняла, что мои картины легко впишутся в интерьер, и сегодня 90% картин, которые висят в Центре – мои работы.
По началу я не думала, что буду с ними сотрудничать, потому что на позицию арт-терапевта больше подходит психолог, а художник скорее может научить собрать пропорции, правильно нарисовать картину, подобрать цветовую палитру, но как это влияет на пациента, он вряд ли знает. Я проработала в Центре 8 лет, как волонтер, прошла многочисленные курсы в этой области, и совсем недавно, стала работать здесь официально.
- Какая возрастная категория у пациентов арт-терапии в Вашем Центре?
- Наш центр не занимается детьми, к нам поступают пациенты 18+. Дети есть в другом проекте – «İstedArt», организованный при поддержке Фонда Гейдара Алиева и Центра творчества Максуда Ибрагимбекова, и когда я начала принимать участие в нем, то мне очень помогла практика арт-терапевта. Таким образом, я уже второй год работаю с детьми с синдромом Дауна. У нас очень хорошие результаты: дети становятся более раскрепощенными, дисциплинированными.
Мне нравится, что дети приходят на мои уроки с большим удовольствием! Бывают такие ситуации, когда мне приходится пропускать занятия, потом я замечаю, что они немного отдаляются и обижаются. Но затем мы вновь восстанавливаем контакт и работаем в прежнем режиме.
- С какими проблемами люди приходят на арт-терапию?
- У нас пациенты, как с психологическими, так и с психическими проблемами. Я думаю, что арт-терапию можно назначить любому человеку, потому что она учит, как правильно вытащить наружу свою боль или нервозное состояние, посредством какого-то изображения. Затем, начинается анализ: мы вместе проходим этот путь и разбираемся в проблеме. Чаще всего, я начинаю с самого простого задания: нарисовать автопортрет «Я – вчера – сегодня – завтра». Это троякий портрет, который изображает часть лица в прошлом, настоящем и будущем. К примеру, если человек нарисовал закрытый глаз, значит у него проблемы с общением, и т.д.
Арт-терапия достаточно полезна, она помогает при медикаментозном лечении, которое обязательно при определенных психологических заболеваниях, которое также проходит в нашем Центре. Я этим не занимаюсь, образование не позволяет, но в дальнейшем я планирую поступать на факультет «Арт-терапевта» в Нью-Йоркский университет.
- Какие результаты дает арт-терапия, и сколько времени занимает такое лечение?
- У меня есть пациенты, которые когда-то проходили этот курс, и теперь они вновь посещают эту терапию. Вообще, арт-терапия сама по себе очень сложный и долгий процесс. Может показаться, что достаточно нарисовать пару картинок и человек полностью освободился от негатива. На самом деле, это большой труд! Пациент должен суметь сфокусироваться на том, что его беспокоит, замечать какие-то свои отличительные черты, и работать над этим. Здесь многое зависит не только от терапевта, но и от самого человека.
- С какими проблемами и диагнозами чаще всего прибегают к этому методу?
- С любыми психологическими и психическими заболеваниями. У меня также есть пациенты, страдающие шизофренией и аутизмом. Прежде чем начать процесс работы, я всегда выясняю, какой у пациента диагноз, затем стараюсь подобрать те методики терапии, которые помогут пациенту расслабиться.
Сложнее всего работать с людьми, страдающими аутизмом, потому что наладить с ними контакт, практически невозможно. Порой необходимо потратить огромное количество времени, чтобы тебе просто сказали «привет».
Кстати, 6 декабря, мы провели выставку работ наших пациентов, на которой были представлены достаточно успешные работы наших пациентов, за проданные работы они заработали деньги.
- При каком диагнозе арт-терапия может помочь полностью избавиться от заболевания?
- К сожалению, я не могу сказать, что она полностью поможет. Арт-терапия привязана к другим терапиям, особенно к психотерапии. Человек приходит к специалисту, рассказывает о своей проблеме, потом на фоне этого он получает лечение, рекомендацию посетить еще и нашу терапию. Это выбор пациента: приходить на арт-терапию или нет.
Бывают такие дни, когда у меня столько пациентов, что просто некуда их рассаживать. Случается, что за целый день вообще никто не пришел. Разумеется, я никогда никому не навязываю этот метод лечения. Могу рассказать о его сути, какую пользу он приносит, посоветовать. Если что-то навязывать, то это может вызвать полное отторжение.
- Наверно, бывают и такие пациенты, которые бросают посещение терапии на пол пути?
- Да, и такое случается. Это всегда бывает очень обидно! Однако надо понимать, что, если человек не хочет больше приходить на арт-терапию, значит он начал испытывать на сеансах негативные эмоции. Следовательно, этот метод ему не подходит.
Есть и такие люди, которые сами принимают решение посещать сеансы арт-терапии. Я всегда открыта к этой работе, и готова принять любого желающего.
- Вы работаете в присутствии психолога или какого-либо другого специалиста?
- Все зависит от пациента. Иногда лучше находится с человеком наедине, но бывают также случае, когда к нам присоединяется специалист.
- Как люди узнают об этой терапии в Баку?
- Мы находимся, непосредственно, в здании ЦПЗ, поэтому чаще всего приходят люди, которые проходят лечение в нашем Центре. В городе расклеены листовки с информацией о нас, действует реклама в интернете. Иногда приходят люди, которым просто нечем себя занять, для которых я разрабатываю специальный метод, который помогает им раскрыть и адаптировать свое эмоциональное состояние.
- Этот метод лечения оплачивается пациентами?
- Для пациентов нашего Центра сеансы арт-терапии проводятся бесплатно. Если подходит человек из вне, который не хочет открывать у нас карточку, то в таком случае сеансы проводятся за символическую плату.
Я стараюсь, чтобы вначале пациенты рисовали карандашом это, тоже помогает раскрывать его настроение. В целом, человек может сделать 200 примерно одинаковых рисунков, а 201 будет совершенно другим. Ты думаешь, что хоть немного разобрался в состоянии человека, и вдруг раскрывается его новая сторона.
- Вы просите нарисовать пациентов что-то конкретное?
- Бывает, например, я прошу изобразить картинку «мой друг». По систематике изображения образа, я могу понять, как человек относится к тому, кого нарисовал. Если оказывается, что у человека вообще нет друзей, мы стараемся определить его в группу, чтобы он смог с кем-то наладить контакт.
Вообще, в этой работе необходимо проявлять гибкость, чтобы им не надоело, иначе он потеряет интерес к сеансам. Очень немногие прошли со мной этот путь до конца. Некоторые возвращаются спустя несколько лет, вспомнив, что этот метод подходил им.
- С эмоциональной точки зрения, Вам не бывает тяжело заниматься этой работой?
- Я всегда старалась помогать людям, для меня это мое естественное состояние: протянуть нуждающимся руку помощи. Даже если, речь идет о чем-то незначительном. Здесь, у меня есть возможность посредством целой программы арт-терапии нашего Центра, помогать людям. Мне нравится, видеть их счастливые эмоции, когда им становится легче. Поэтому я уже много лет работает на этом проекте. Сегодня, я не представляю свою жизнь без этой работы!